1. Оборудование для бильярда
Бильярдное оборудование (бильярдный стол, кий, шары, аксессуары) для игры в «Пирамиду» должно соответствовать «Техническим требованиям МКП к бильярдному оборудованию».
2. Правила разметки бильярдного стола
2.1. Игра не может состояться без четкого нанесения специальных линий и отметок.
1. Точка в центре игрового поля - центральная отметка
2. Точная прямая линия, проведенная через центральную отметку необходима для разделения бильярдного стола на переднюю и заднюю часть.
3. В центр передней части бильярдного стола наносится передняя отметка
4. Задняя отметка наносится в центр задней половины бильярдного стола
5. Параллельно переднему борту через отметку проведена линия дома
6. От задней отметки до средины заднего борта проведена линия выставления шаров
2.2. Дом - это часть игровой поверхности стола, которая находится между линией дома и передним бортом.
3. Бильярдные шары
Стандартный набор шаров для игры в бильярд: 15 шаров цвета слоновой кости и 1 шар – цветной, в большинстве случаев – желтый. На все шары, кроме цветного, нанесены порядковые номера.
Примечание: номера на шарах могут отсутствовать при игре в «Свободную пирамиду», «Динамичную пирамиду» и «Комбинированную пирамиду».
4. Прицельные шары и биток
Стандартный набор шаров для игры в бильярд: 15 шаров цвета слоновой кости и 1 шар – цветной, в большинстве случаев – желтый. На все шары, кроме цветного, нанесены порядковые номера. Примечание: номера на шарах могут отсутствовать при игре в «Свободную пирамиду», «Динамичную пирамиду» и «Комбинированную пирамиду». Стандартный набор шаров для игры в бильярд: 15 шаров цвета слоновой кости и 1 шар – цветной, в большинстве случаев – желтый. На все шары, кроме цветного, нанесены порядковые номера. Примечание: номера на шарах могут отсутствовать при игре в «Свободную пирамиду», «Динамичную пирамиду» и «Комбинированную пирамиду».
4.1. Биток - это шар, по которому наносится удар.
4.2. В таких играх как «Динамичная пирамида», «Комбинированная пирамида» и «Классическая пирамида» битком является цветной шар.
4.3. По правилам игры в «Свободную пирамиду» в качестве битка может выступать любой шар, но только для выполнения очередного удара. Первый удар должен быть нанесен только по цветному шару.
4.4. Все остальные шары, которые используются в бильярде, являются прицельными.
5. Прицельные шары
5.1. Биток обязательно должен коснуться, ударить прицельный шар. Только при соблюдении этого условия удар считается правильным.
5.2. Соударение битка считается действительным как от прямого касания, так и от борта.
5.3. Если после удара, биток не коснулся прицельного шара, удар считается неправильным и применяются штрафные санкции.
6. Правила игры после нарушения
При нарушениях правил игры, неправильно забитые шары выставляются на стол или снимаются на полку. После этого за соперником нарушителя остаётся право выбора: либо провести удар, либо уступить его другому игроку.
7. Начальный удар
7.1. Для того, чтобы разыграть начальный удар, игроки по очереди выполняют удар с руки из дома к заднему борту и обратно, находясь по разные стороны от продольной линии стола. Право первого удара получает игрок, чей шар остановился ближе всего к переднему борту.
7.2. Автоматический проигрыш игрока возможен в следующих ситуациях:
1. Шар оказался на половине соперника
2. Шар не докатился до заднего борта
3. Шар попал в лузу
4. Оказался за бортом
5. Попал в длинный борт
6. Произошло касание заднего борта несколько раз
7.3. В случае обоюдного нарушения правил, или спорной ситуации (судья не может решить, чей шар находится ближе), розыгрыш повторяется.
7.4. Обладатель первого удара может либо сам ударить по шару, либо уступить это право сопернику
8. Правила расстановки шаров
8.1. Пятнадцать белых шаров должны быть установлены в виде равностороннего треугольника. Вершина пирамиды должна находиться на задней отметке стола, основание - параллельно заднему борту. Шары должны соприкасаться друг с другом. Для придания такой формы используется специальный треугольник.
8.2. Цветной шар, которым выполняется начальный удар, находится в доме.
Примечания: согласно пункту 2, 27, разделу 1, пункт 14, возможно установку неполной пирамиды. В этом случае правила установки остаются прежними, но заполнении происходит от направления от вершины к основанию. Нижний ряд заполняется от средины к краям, обязательно выдерживается симметрия относительно продольной линии. Для соблюдения симметрии шары из вершины пирамиды могут перемещаться в нижний ряд.
9. Положение шара
Определить положение шара можно по расположению его центра.
10. Дом и линия дома
10.1. Линия дома не входит в дом.
10.2. Шар, находящийся на линии дома, считают расположенным вне дома.
11. Введение битка в игру (начало игры)
11.1. Начальным ударом с руки из дома вводится в игру биток.
11.2. Если игра только начинается, то в качестве битка при выполнении начального удара используется цветной шар.
11.3. Тот, кто начинает играть первый, может устанавливать биток в любой точке дома, но не на линии дома (см. п.9 и п. 10).
В случае установления битка вне дома, судья или соперник должны предупредить об этом вступающего в игру игрока до нанесения удара. Если это не сделать, биток будет введен в игру неправильно.
Если вступающий в игру знает, что биток находится в неправильном положении, он обязан его поправить.
11.4. Биток вводится в игру ударом по нему наклейки кия (см. п. 14).
11.5. Пока биток не ввели в игру, его можно поправлять рукой, кием, но любое касание битка после введения в игру влечет штраф.
12. Правильный начальный удар
12.1. Начальный удар (разбитие пирамиды) считают правильным, когда после соударения битка с одним из прицельных шаров:
(1) один шар правильно забит в любую лузу; или
(2) как минимум три различных прицельных шара коснулись борта (бортов); или
(3) два различных прицельных шара коснулись борта (бортов) и, кроме того, один из прицельных шаров должен пересечь центральную линию.
Если ни одно указанное требование не выполняется, налагается штраф.
12.2. В случае если игрок, вступающий в игру первым, не смог произвести правильный начальный удар, его соперник может:
(1) принять сложившуюся позицию шаров на столе и продолжать игру; или
(2) принять сложившуюся позицию шаров на столе и предложить нарушителю продолжить игру; или
(3) расставить шары заново и самому произвести начальный удар; или
(4) расставив шары заново, дать нарушителю возможность произвести начальный удар еще раз.
Примечание: После снятия штрафного шара оставшиеся шары расстанавливаются согласно правилам выставления неполной пирамиды (см. п.8).
13. Попеременное разбитие
В следующих партиях матча соперники разбивают по очереди.
14. Начало и завершение удара
14.1. Удар берет начало с момента соприкосновения наклейки кия с битком и заканчивается после остановки всех шаров на игровой поверхности. (Шар, который вращается на месте, считается движущимся).
14.2. Нельзя начинать следующий удар, пока не закончился предыдущий. В противном случае - штраф.
15. Удар кием по битку
Удар по битку производиться наклейкой кия в направлении его продольной оси. В противном случае - штраф.
16. Касание ногой пола
Во время выполнения удара по битку, хотя бы одна нога игрока должна касаться пола. В противном случае - штраф.
17. Запрещенное касание шаров
17.1. Не считая касание битка наклейкой кия при выполнении удара, нельзя касаться любого шара (битка или прицельного шара) телом, одеждой, машинкой, мелом, древком кия и т.п. За невыполнение – штраф.
18. Запрет двойного удара
Во время удара наклейка кия может коснуться битка только один раз. В противном случае - штраф.
19. Запрет пропиха
19.1. Не разрешается растягивать контакт наклейки кия с битком до соударения битка с прицельным шаром. Если это происходит, удар квалифицируют как пропих и дают штраф.
19.2. Возможно, что биток касается прицельного шара или расстояние между ними очень маленькое. Тогда при выполнении удара по битку невозможно избежать тройного контакта – «наклейка кия – биток – прицельный шар». Удар кием не будет квалифицироваться как пропих, если он нанесен:
(1) под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров этих двух шаров;
(2) или так, что биток после удара не прошел вперед (вслед за прицельным шаром). В противном случае - штраф.
Примечание: Если прицельный шар не сместился после удара битком в сторону, удар не считается соударением с этим прицельным шаром. В случае, если биток не коснулся ни одного прицельного шара, удар считают неправильным и наказывают штрафом (см. п.5.3).
20. Правильно завершенный удар
Каждый удар (кроме начального) считают правильно завершенным, если не нарушено ни одно из настоящих Правил и после соударения (касания) битка с прицельным шаром любой из шаров на игровой поверхности (биток или прицельный шар):
(1) забит в лузу; или
(2) отражается от любого борта, а затем:
(а) касается другого борта; или
(б) доводит любой шар до другого борта; или
(в) касается любого шара, стоящего вплотную к другому борту; или
(3) пересекает центральную линию, а затем:
(а) касается любого борта; или
(б) доводит любой шар до борта; или
(в) касается любого шара, стоящего вплотную к любому борту; или
(4) отскакивает от любого борта, а затем:
(а) пересекает центральную линию; или
(б) перекатывает через нее любой шар.
Если из этих условий ничего не выполняется, налагается штраф.
Примечания:
1. Все односложные игровые события (соударения шаров, отражения от бортов, пересечения центральной линии стола и т.д.) должны происходить только в определенной, указанной выше последовательности. В противном случае - штраф.
2. Если биток бьет по прицельному шару, который стоит вплотную к борту, а этот прицельный шар в свою очередь влияет на биток и доводит его до другого борта или перекатывает через центральную линию, то удар считается безусловно правильным, если было два отдельных соударения - "биток - прицельный шар" и "прицельный шар - биток".
В случае отсутствия отдельных соударений, завершившийся удар считается правильным лишь при условии, когда игрок до удара предупредил судью о прикосновении прицельного шара с бортом. При невыполнении - штраф.
3. Считается, что шар пересекает центральную линию, если центральная линия пересекает центр шара.
Если до удара центр шара был расположен в точности на центральной линии, то его смещение в ту или другую половину не считают пересечением центральной линии.
4. Когда шар отражается от губы средней лузы и возвращается на свою половину игровой поверхности стола, считается, что его центр как минимум один раз пересек центральную линию.
21. Штрафной и премиальный удар с руки из дома
21.1. Играя в "Комбинированную пирамиду", удар с руки из дома производится и в других случаях, оговоренных правилами. Он бывает штрафным (при неправильном сыгрывании битка в лузу или при выскакивании битка за борт) и премиальным (при правильном сыгрывании битка в лузу). В таких условиях введение битка в игру производится в соответствии с п. 11.
21.2. В лузу забивается любой шар после соударения битка с прицельным шаром, расположенным вне дома. Когда все прицельные шары размещаются в доме, удар осуществляется с противоположной стороны стола, которая является временным домом, который ограничен задней линией.
21.3.Штрафной и премиальный удар с руки из дома должны соответствовать всем требованиям п.20.
22. Верно и неверно забитые шары
22.1. Шар считается правильно забитым (сыгранным), если он попадает в лузу в результате правильного удара.
22.2. Верно забитые шары вынимают из луз и размещают на специальной полке. (Каждому из игроков отводится отдельная).
22.3. В случае нарушения хотя бы одного из положений настоящих Правил в момент начала удара до его завершения, все шары, которые упали в лузу из-за этого удара, считают неправильно забитыми.
Когда нарушение совершается после удара (см. п. 14), налагается штраф. Но шар, упавший в лузу после удара, считается забитым правильно.
Примечание: В случае нарушений правил игры после завершения партии (то есть после завершения последнего удара, в результате которого был правильно забит последний шар в партии), штраф не налагается и итог партии не пересматривается.
22.4. Все шары, которые забиты неправильно, не засчитываются и выставляются.
22.5. Шар, который выскочил из лузы на игровую поверхность, считается не забитым и остается в игре. Штраф при этом не предусмотрен.
23. Шар на краю лузы
23.1. Если остановившийся над лузой шар произвольно падает в лузу, без соприкосновения с другим шаром и если это не изменило конечный результат начавшегося удара, то его восстанавливают на прежнее место и игра идет дальше.
23.2. Когда зависший над лузой шар произвольно падает в лузу, не касаясь другого шара, и это повлияло на конечный результат начавшегося удара (то есть в том случае, если упавший в лузу шар был бы задет одним из приведенных в движение шаров), то все шары ставятся максимально точно на свои прежние места и удар повторяется.
23.3. Когда шар двигается и приостанавливается на краю лузы в положении не устойчивого равновесия, а потом попадает в лузу, он считается упавшим в лузу из-за произведенного удара.
24. Выскочивший шар
24.1. Когда шар после удара оказывается вне игровой поверхности (борт, пол и т.д.), его считают выскочившим.
24.2. Если шар, ударившись об верхнюю часть упругого борта или поручня, возвращается обратно на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо объект, не являющийся принадлежностью бильярдного стола, его не считают выскочившим.
Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола (осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п.), то его считают выскочившим, даже если он после этого самостоятельно вернулся на игровую поверхность.
24.3. Если любой шар (биток или прицельный шар) выскакивает за борт, налагается штраф.
24.4. Все шары, которые выскочили, выставляются после завершения удара.
25. Выставление шаров
25.1. Все неправильно забитые и выскочившие за борт шары выставляются после окончания удара до начала следующего.
25.2. Единичный шар выставляют на заднюю отметку.
Если выставляют несколько шаров сразу, то они устанавливаются в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как можно ближе, но не вплотную друг к другу.
Если же какие-либо шары, располагающиеся вблизи или непосредственно на линии выставления шаров, мешают процессу выставления, то шары располагают на линии как можно ближе к задней отметке и как можно ближе, но не вплотную к мешающим шарам.
Если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении линии выставления шаров (между задней отметкой и центром игровой поверхности стола) как можно ближе к задней отметке.
25.3. Играя в "Свободную пирамиду", любой выставленный шар можно выбрать в качестве битка или прицельного шара, а играя в "Комбинированную пирамиду", "Динамичную пирамиду" и "Классическую пирамиду" - в качестве прицельного шара.
26. Замедленная игра
Когда игрок затягивает ход соревнований или партии своей медленной игрой, судья после предупреждения может вести для обоих игроков сорокапятисекундное ограничение времени на подготовку ударов. Судья наблюдает за временем с помощью секундомера и за 10 секунд до окончания времени должен сделать соответствующее объявление игроку. Когда игрок не укладывается в поставленные временные рамки, налагается штраф. Контрольный секундомер включается сразу после завершения удара (см. п. 14). Каждый игрок один раз за партию может дважды продлить временное ограничение. Если счет в матче равный и игрокам осталось сыграть лишь одну партию, каждый игрок имеет право на два продления в этой партии. Игрок обязан своевременно объявить о продлении и быть уверенным в том, что судья уведомлен об этом.
27. Вмешательство постороннего
Если шары во время игры движутся вследствие вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, совершающего удар), то их возвращают на первоначальные позиции и игра продолжается. При этом штраф не налагается.
Это правило применяется и при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясение, внезапное отключение света, ураган, падение осветительного прибора и т. п.)
Когда восстановление шаров невозможно, цветной шар устанавливают в доме (если цветной шар вышел из игры, то его возвращают в игру вместо любого из оставшихся на столе белых шаров), все оставшиеся на столе белые шары устанавливают в форме пирамиды (или неполной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается по правилу начального удара (см. п. 12).
Счет сохраняется таким, каким он был до перерыва партии.
Примечание: Устанавливая неполную пирамиду, руководствуйтесь правилами, изложенными в п.8.
28. Вмешательство в игру соперника
Считают, что игрок, заканчивающий свой игровой подход и наносящий удар вне очереди или же смещающий любой шар во время игры соперника, вмешивается в игру и это вмешательство влечет за собой штраф.
29. Штрафы
29.1.Штрафы предусматриваются в следующих случаях:
(1) при неправильном ударе кием по битку (см. п. 15);
(2) при двойном ударе (см. п. 18);
(3) если следующий удар начинается до завершения предыдущего (см. п. 14.2);
(4) если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров (см. п.5.3.);
(5) при нанесении удара по битку с отрывом обеих ног от пола (см. п. 16);
(6) при запрещенном касании шаров (см. п. 17);
(7) при неверном начальном ударе (см. п. 12.1);
(8) при замедленной игре (см. п.26);
(9) при неверно завершенном ударе (см. п.20);
(10) при выскакивании битка или любого прицельного шара за борт (см. п.24.3);
(11) при пропихе (см. п. 19.1 и п. 19.2);
(12) при вмешательстве в игру соперника (см. п.28).
29.2. Если, выполняя один удар, игрок совершает несколько нарушений, штраф взимается в одинарном размере.